USD нал EUR нал
3,2410 / 3,2460 3,4840 / 3,4900
Курсы валют Нацбанка РБ
25 апр26 апр
1 USD 3,2421 3,2385 −0,0036
1 EUR 3,4640 3,4740 +0,0100
100 RUB 3,4968 3,5030 +0,0062
10 CNY 4,4510 4,4416 −0,0094
10 PLN 8,0147 8,0476 +0,0329

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
25 апр26 апр
USD 92,5058 92,1314 −0,3744
EUR 98,9118 98,7079 −0,2039
BYN 28,5327 28,4488 −0,0839
CNY 12,7183 12,6716 −0,0467
PLN 22,8878 22,8750 −0,0128

все курсы валют

Над рынком нефти снова нависла китайская угроза

Одна из главных загадок мирового рынка нефти и, безусловно, джоркер, способный повлиять на будущую ценовую динамику — это текущее состояние стратегических запасов нефти (СЗН) в Китае. По словам аналитиков JPMorgan, китайский СЗН обеспечивал спрос примерно на уровне 1 млн баррелей. в день.

Кроме того, если страна перестанет закупать нефть для своих резервов, объем импорта сразу сократится на 15%. Также в JPM считают (вопреки официальной статистике), что китайские стратегические запасы нефти близки к своим максимумам, при этом июльские прогнозы банка были основаны на предположении, что Китай продолжит активно закупать нефть для своих резервов (по 1 млн баррелей в день) вплоть до конца августа, объем внутреннего производства сократится на 7%, а объемы нефтепереработки увеличатся на 2%. 

Это значит, что уже в сентябре импорт сырой нефти в Китае может снизится на 15% или на 1.2 млн баррелей в день. С начала года чистый импорт сырой нефти в стране вырос на 16% в годовом исчислении, а уровни потребления при этом совсем не изменились.

Это во многом объясняет, почему неуемный спрос на нефть со стороны Китая, который в 2016 году достиг рекордного уровня в месячном исчислении, неожиданно пошел на спад. С другой стороны, загадки китайского СЗН, судя по всему, уже не являются главным катализатором для ценовых движений на рынке нефти. В компании Oilchem, занимающейся отраслевыми исследованиями, отмечают, что по состоянию на 1 сентября крупные нефтеперерабатывающие предприятия Китая работают с загрузкой 70.3%, это на 1.43% ниже, чем 18 августа. В частности, снижение использования производственных мощностей в значительной степени обусловлено тем, что завод Sinopec Qilu с мощностью 8 млн тонн в год закрылся на техническое обслуживание. В Oilchem полагают, что в середине сентября, когда заводы возобновят работу, ситуация начнет меняться.

Но все же не стоит питать лишних иллюзий. Конечно, никто не сомневается, что крупные НПЗ вернутся в строй, но главное неизвестное в уравнении китайского спроса — это небольшие частные предприятия, так называемые «самовары», чье положение не внушает оптимизма. Почему? 

Потому что «все хотят получить свой кусок нефтяного пирога, включая китайских налоговиков». И вот мы снова возвращаемся к нашим «самоварам». Как пишет агентство Bloomberg, в прошлом году частные НПЗ получили разрешение на импорт сырой нефти и принялись активно поглощать излишки, скопившиеся на мировых рынках, чем помогли оживить цены после глубочайшего коллапса в истории нынешнего поколения. Нефть самоварам продавали все, начиная с Саудовской Аравии и заканчивая BP Plc, и не удивительно, на их долю приходится треть всех перерабатывающих мощностей в стране.


Китайские самовары

И вот теперь этот раздутый спрос на сырую нефть может разбиться о каменную стену непонимания между производителями и агрессивно настроенными налоговыми органами, в результате этого противостояния мир может лишиться нового источника спроса, который по масштабам почти не уступает США — крупнейшему импортеру нефти в мире. Что поставлено на карту? Ни много, ни мало, 1.4 млн баррелей в день, больше чем все поставки Саудовской Аравии в Китай.

Для справки: за счет стремительного роста активности самоваров, в этом году Китай импортировал в среднем по 7.5 млн баррелей в день. Эти покупки на фоне перебоев с поставками в Нигерии и Канаде помогли ценам на нефть Brent подскочить почти на 90% от минимумов середины января. По словам старшего аналитика Unipec, торгового подразделения крупнейшего государственного НПЗ Sinopec, закручивание гаек со стороны правительства — это, своего рода предупреждение частным предприятиям, которые не отличаются высокой налоговой дисциплиной.

Рост профицита предложения в прошлом году не обвалил цены еще ниже лишь благодаря спросу со стороны частных нефтеперерабатывающих заводов Китая, которые начали получать лицензии на импорт сырой нефти в рамках инициативы правительства, направленной на стимулирование внутренних инвестиций в энергетической отрасли. 

Ранее заводам приходилось полагаться поставки государственных нефтяных компаний, таких как PetroChina и Sinopec. У них и сейчас руки не полностью развязаны — приходится полагаться на квоты. И все же, по словам редакторов WSJ, частные НПЗ определили спрос Китая на сырую нефть, а излишки этого ресурса тут же хлынули к новым покупателям.

Однако власти, судя по всему, готовы удалить из общей бочки дегтя попавшую туда случайно ложку меда, прижав к стене всякого. рискнувшего нарушить правила. Национальная комиссия по развитию и реформам 23 августа сообщила о том, что правительство будет аннулировать заявки на получение лицензии или отменять квоты для компаний, уклоняющихся от налогов, или подделывающих документы. В китайской налоговой службе от комментариев отказались.

Внесем ясность: все 1.4 млн баррелей в день, закупаемые частными НПЗ, не исчезнут в одночасье, но спрос все же сильно сократится. По словам аналитиков Energy Aspects Ltd, даже при поддержке муниципалитета в провинции Шаньдун, где отмечается самое большое скопление «самоваров», выдаваемые правительством лицензии на импорт могут сократить спрос в следующем году на 400 тыс. баррелей в день до 1 млн баррелей на фоне налоговых преследований. 

По словам Чжана Люченга, директора и заместителя президента крупнейшего частного НПЗ Shandong Dongming Petrochemical Group, требования к налогообложению и операциям начнут сдерживать темпы переработки нефти. При этом он отметил, что его компания полностью выполняет все налоговые требования, в прошлом году она пополнила бюджет на 1.7 млрд юаней (255 млн долларов), а за первые восемь месяцев 2016 года налоговые отчисления достигли 2.6 млрд юаней. Нет нужды говорить о том, что, с точки зрения ценовой динамики снижение спроса на 400 тыс. баррелей в день ни чем не отличается от наращивания объемов добычи на те же 400 тыс. странами-производителями нефти.

Чтобы понять, насколько важную роль играют китайские «самовары» на этом рынке, переполненном нефтью, достаточно вспомнить, что ранее в этом году один из них купил у Саудовской Аравии партию на рынке спот, хотя раньше Королевство придерживалось твердой позиции: продавать нефть только по долгосрочным контрактам. 

Иранская государственная нефтяная компания, по слухам, ведет переговоры с нидерландской компанией Trafigura в надежде выйти на рынок через независимые НПЗ. Когда китайское правительство начнет свою активную чистку «самоваров», Саудовской Аравии и Ирану придется в спешке искать альтернативных покупателей. Для этого им придется уступать в цене.

В числе проигравших в первую очередь окажутся независимые товарно-сырьевые компании, такие как Vitol, Glencore и Trafigura, которые неплохо подзаработали, отправляя нефть с Ближнего Востока активным китайским покупателям. По словам Чин Хви Тан, исполнительного директора Trafigura в азиатско-тихоокеанском регионе, приход китайских НПЗ на мировые рынки нефти стал важнейшим переломным моментом после сланцевой революции. «Мы активно работаем с ними».

И, наконец, дело не только в налогах, частные НПЗ столкнулись и с другими трудностями, например, с низкой пропускной способностью портов и трубопроводов, которые не справляются с повышенными нагрузками. Китайский импорт также может сократиться из-за дефицита нефтехранилищ и перегруженности трафика. Не последнюю роль играют сомнения в конкурентоспособности и отсутствие опыта международной торговли. Снижение прибылей побуждает предприятия сокращать время на переработку, а внедрение более высоких требований к качеству топлива заставит некоторых уйти с рынка.

Хотя некоторые игроки все же настроены оптимистично. Среди них Энди Мильнс, исполнительный директор ВР по поставкам в восточном полушарии. В прошлом году компания Shandong Dongming покупала у ВР нефть в рамках долгосрочного контракта. Несмотря на карательные меры, правительство Китая по-прежнему работает над «либерализацией рынка нефти» и собирается поощрять честных независимых предпринимателей. «Многие из них отвечают за 70–80% поступлений в местный бюджет, поэтому муниципалитеты не дадут им так просто пойти ко дну». Как бы там ни было, ясно одно: ситуация сначала резко ухудшится, а потом, возможно, улучшится в результате процессов «либерализации», если конечно правительство не начнет вмешиваться во все аспекты деятельности некогда независимой отрасли.

Все это относится к проблемам спроса. Проблемы предложения давно и хорошо известны. Большинство стран ОПЕК сейчас производят больше нефти, чем в январе, или в прошлом году.

Подведем итог: объем добычи в странах ОПЕК близок к рекордным максимумам и продолжает расти, сланцевики постепенно возвращаются к работе, о чем свидетельствует увеличение числа активных буровых установок; зато спрос может рухнуть в любой момент по двум причинам: Китай заполнит свои стратегические запасы нефти, или частные НПЗ начнут сворачиваться. Не будем гадать, как это отразится на ценах, пусть этим занимаются центральные банки, в конечном счете, в скором времени, скупив все акции и облигации, они примутся и за сырье. 

Источник: Forexpf. Ru

2016-09-08


Новости по теме: