Курсы валют Нацбанка РБ
11 дек12 дек
1 USD 1,9739 1,9739 0,0000
1 EUR 2,0967 2,0967 0,0000
100 RUB 3,1207 3,1207 0,0000
10 PLN 4,7222 4,7222 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
11 дек12 дек
USD 63,3028 63,3028 +0,0000
EUR 67,2086 67,2086 +0,0000
BYN 32,1171 32,1171 +0,0000
PLN 15,1388 15,1388 +0,0000

все курсы валют

Минувшая неделя в Беларуси прошла под знаком сокращения расходов

Процесс, на рубеже 1990–2000-х на сленге постсоветских управленцев называвшийся «резать косты» (англ. сosts — расходы, издержки), сегодня протекает деловито и буднично, без кокетства и интриги.

В условиях руководящей и направляющей роли государства во всех сферах деятельности и отменной дисциплины хозяйствующих субъектов всю эту затею, пожалуй, стоит обозначить другим словосочетанием, более военно-бюрократическим — «снимать с довольствия». Последнее, как помнят военнообязанные, бывает пищевым, вещевым и денежным.

На межгосударственном уровне всё особенно прозрачно. Неделя началась отъездом белорусской делегации на переговоры с россиянами по газу и завершилась известием о безрезультатности этих переговоров. Как мы помним, Москва по случаю кризиса урезала денежное довольствие Минску, Минск теперь урезает денежное довольствие Москве: белорусские предприятия, по версии россиян, не полностью оплачивают газпромовской «дочке» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» потребленный ими газ, в связи с чем последней подан иск к неплательщикам в международный арбитраж при БелТПП.

«Есть долг перед „Газпромом“ за поставленный газ. За 4 месяца это более $125 млн. Цифра постоянно меняется, каждый день. В соответствии с контрактом идет недоплата», — полагает глава Минэнерго РФ Александр Новак. 20 мая в телеинтервью Новак уточнил: РБ попросту трактует цены контракта как равнодоходные.

Представители РБ, напротив, полагают, что недоплаты (а следовательно, и долга) нет. Ссылаются они при этом, как и россияне, на контракт — мол, там все прописано, просто нужно уметь считать. «Мы ничего не должны российской стороне. Мы не просим никаких скидок на газ — мы требуем выполнения договорно-правовой базы», — заявил по итогам переговоров министр энергетики РБ Владимир Потупчик. В связи с чем хочется, конечно же, поскорей дождаться суда и публичного оглашения контракта: крайне любопытно, сколько отличий возникло за четверть века независимости между российской арифметикой и белорусской арифметикой.

Справка «БелГазеты». Официально белорусская калькуляция цен основывается на том, что в начале 2014 г. цена газа для РБ составляла $165 за тыс. куб.м при курсе RUR32-33 за доллар. С 1 января 2015 г. газ для РБ стоит $142 за тыс. куб.м при долларе за RUR60 и выше. РБ хочет добиться цены $80 за тыс. куб.м вместо текущих $142.

Чуть легче с нефтью, благо она за 2014-15гг. подешевела как раз до того уровня, когда об арифметике уже не спорят. 20 мая в Ереване главы правительств ЕАЭС приняли концепцию формирования единых рынков нефти и нефтепродуктов. Концепцию предстоит еще утверждать главам государств, однако, как заявил на заседании Межправительственного совета ЕАЭС премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков, «мы очень надеемся, что нашли общие подходы, чтобы окончательно сформулировать пункты, устраивающие стороны»

Напомним: общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС должны быть сформированы к 2025 г. С момента подписания договора о создании ЕАЭС этот вопрос заслуженно считается самым деликатным во внутрисоюзных отношениях. Есть опасения, что в случае возвращения цены барреля к докризисному уровню придется или пересматривать нефтяную концепцию, или оспаривать ее интерпретацию в международном арбитраже при БелТПП.


Справка «БелГазеты». По данным Белстата, за I квартал 2016 г. РБ закупила в РФ нефти на $993,3 млн., что в стоимостном выражении соответствует 71,6% уровня аналогичного периода 2015 г. В физическом выражении импорт сырой нефти по сравнению I кварталом прошлого года вырос на 2,4%, до 5,8 млн.т. Средняя цена 1 т нефти за квартал — $172 (против $246,2 за I квартал 2015 г.). Почти в 2,4 раза увеличился импорт нефтепродуктов (331 тыс.т на $92,2 млн.) при средней цене $278,3 за 1т (против $389,3 годом ранее). За квартал РБ экспортировано 403 тыс.т нефти (+0,2% к I кварталу 2015 г.) общей стоимостью $88,3 млн. (-40,5%), а также 4728 тыс.т нефтепродуктов (+0,3%) на $1,2 млрд. (против $1,9 млрд. за январь—март 2015 г.).


ОТЩИПНУТЬ ПО 2%

Пока Беларусь стремится покрыть потери от падения цен на нефть ростом объемов, премьер-министр в поисках статистического позитива пытливо всматривается в хаос разочаровывающих будней: «У нас наблюдается достаточно последовательный ряд: январь — 95,7% ВВП, январь—февраль — 96%, I квартал — 96,4%, четыре месяца — 97%. В принципе, налицо определенная динамика возврата на траекторию экономического роста». По оценке Кобякова, имеет место даже некоторое оживление в промсекторе: «Ежемесячно прирастаем на 1,2–1,8 п.п. Это связано не только с эффектом низкой базы, но и с тем, что этот сектор реально оживляется». Над премьером уже вдоволь похихикали, однако стоит признать, что главе правительства по должностной инструкции положено быть оптимистом.


Справка «БелГазеты». По данным Белстата, объем промпроизводства в РБ в сопоставимых ценах в январе—апреле 2016 г. составил 97,5% к аналогичному периоду 2015 г., в текущих ценах — Br253,6 трлн. В горнодобывающей промышленности производство за 4 месяца сократилось на 0,8%, в обрабатывающей — на 2,6%. Однако за апрель 2016 г. объем промпроизводства в сравнении с апрелем 2015 г. в сопоставимых ценах действительно вырос на 2,9%.

Так или иначе, 17 мая на совещании о балансировке бюджета у Александра Лукашенко должностные лица снова задались вопросом, как поизящнее «урезать косты» промсектору, сократив бюджетную поддержку госпредприятий.

«Сколько мы при этом сэкономим и стоит ли игра свеч? И на кого ляжет это бремя — на предприятия или на банки? Хотелось бы, чтобы у нас здесь был нормальный компромисс», — философски прокомментировал проблематику совещания президент.

Государство возмещает госпредприятиям, вовлеченным в госпрограммы, проценты по банковским кредитам. Правительство предлагает урезать ставку возмещения на 2% «с адекватным увеличением нагрузки по обслуживанию кредитов заемщиками».

Итог — поручение президента отредактировать готовящийся правительством указ таким образом, чтобы «нагрузка, связанная со снижением господдержки в виде возмещения (компенсации) процентов по кредитам, ложилась не только на кредитополучателей — субъектов реального сектора экономики, но равномерно и на банковский сектор».

В администрации президента и Совмине рассчитывают, что такой подход позволит сократить расходы республиканского бюджета-2016 на Br400 млрд., бюджета-2017 — на Br500 млрд.

Если ставка, по которой кредитуется компания, выше нормы прибыли по отрасли, то овчинка не стоит выделки, и государство вынуждено будет компенсировать банковский процент, полностью или частично перекрывая заложенную в него ставку рефинансирования (СР). Видимо, продуктивнее были бы действия, направленные либо на снижение СР и ставок, по которым кредитуются предприятия, либо на увеличение отраслевой нормы прибыли. В отсутствие того и другого правительство вынуждено, как любит говорить президент, «кувыркаться» на бесконечном аттракционе господдержки.

Полностью снять с довольствия сектора, в модернизацию которых только что были инвестированы серьезные суммы, не получается — приходится отщипывать по 2%, распределяя издержки между заемщиком и кредитором.


Справка «БелГазеты». Постановлением N379 от 13 мая 2016 г. Совмин РБ утвердил перечень юрлиц, реализующих инвестиционные проекты, которым в 2016 г. из республиканского бюджета возместят проценты по банковским кредитам: ОАО «Ивацевичдрев», ОАО «Речицадрев», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Пуховичский комбинат хлебопродуктов», ООО «Несвижский завод детского питания», ООО «Праймилк», ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат». Постановлением N386 от 16 мая правительство увеличило долю государства в уставных фондах модернизируемых деревоперерабатывающих ОАО («Борисовдрев», «Витебскдрев», «Гомельдрев», «Речицадрев», «ФанДОК», «Ивацевичдрев», «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», «Белорусские обои») на сумму оказанной им в 2015 г. господдержки.


И ТЕБЯ СОСЧИТАЮТ

О том, что «косты» режутся везде одинаково, напоминает не только бурная деятельность крепких хозяйственников по упорядочению и совершенствованию господдержки. 10 мая Совет министров иностранных дел Северных стран, один из основных (до 18%, свыше $0,5 млн. ежегодно в 2010-15гг.) доноров Европейского гуманитарного университета (ЕГУ), объявил о прекращении финансирования своего подопечного. Формально причиной была названа «реструктуризация бюджета для высвобождения средств для сотрудничества по вопросам интеграции беженцев и иммигрантов в этом году», но упоминалась также стратегия развития вуза и «неоднократные внутренние разногласия».

Почти одновременно заинтересованные лица слили в СМИ результаты проверки ЕГУ международной аудиторской компанией Deloitte, якобы обнаружившей сомнительные финансовые комбинации с участием ректора и членов Управляющего совета (отрицаемые, впрочем, руководством вуза). Наконец, 20 мая стало известно, что ректор ЕГУ профессор Дэвид Поллик покинет свой пост до конца лета.


Справка «БелГазеты». ЕГУ был основан в Минске в 1992 г. как негосударственный белорусский вуз. В 2004 г. закрыт из-за давления властей, в 2006 г. открылся в Вильнюсе как литовский вуз.

Ирония ситуации состоит в том, что после переезда в Литву в 2006 г., особенно в последние годы, ЕГУ позиционировался как вуз, готовящий (естественно, на платной основе) новую управленческую элиту для РБ, на смену крепким хозяйственникам. Чудес в природе не бывает: по мере политизации имиджа ЕГУ и раздувания элитообучающих щек престиж некогда действительно продвинутого вуза и качество подготовки в нем падали. Какой-никакой, но белорусский менеджмент сменили литовцы и экспаты вроде американца Поллика. 

Основателя ЕГУ профессора Анатолия Михайлова с ректорского кресла аккуратно переместили на декоративный пост президента университета. Протестовавшим против все более эффективного университетского менеджмента преподавателям-белорусам помогли хлопнуть дверью — без перспектив трудоустройства на родине. Увы, от перестановки слагаемых сумма не изменяется: в тучные годы «косты» наращивают, в тощие — режут.

Источник: www.belgazeta.by

2016-06-01