Курсы валют Нацбанка РБ
11 дек12 дек
1 USD 1,9739 1,9739 0,0000
1 EUR 2,0967 2,0967 0,0000
100 RUB 3,1207 3,1207 0,0000
10 PLN 4,7222 4,7222 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
11 дек12 дек
USD 63,3028 63,3028 +0,0000
EUR 67,2086 67,2086 +0,0000
BYN 32,1171 32,1171 +0,0000
PLN 15,1388 15,1388 +0,0000

все курсы валют

Нацбанк Беларуси рассылает позитивные сигналы в непростых условиях

Для Национального банка Беларуси сегодня на первый план выходит задача сохранения финансовой стабильности. Об этом заявил председатель правления Нацбанка Павел Каллаур на пресс-конференции 6 мая в Минске.

Ситуация в реальном секторе экономики непростая, что зеркально отражается на состоянии банковской системы, сказал он. Около 30% предприятий, по данным последней отчетности, имеют убытки.

«Ситуация в реальном секторе приводит к росту проблемных активов. Доля таких активов в первом квартале увеличилась с 6,8% до 11,5% на 1 апреля. Эта тенденция оказывает повышенное давление на банки», — сказал Каллаур.


Отдельным банкам может потребоваться докапитализация

Независимая оценка качества активов банков, которая сегодня проводится, может привести к тому, что банкам понадобится докапитализация, сообщил Павел Каллаур.

Отвечая на вопрос БелаПАН о мерах Нацбанка, которые могут последовать со стороны регулятора после независимой оценки качества банковских активов, Каллаур отметил: «Ситуация в реальном секторе остается сложной. Мы предполагаем, что могут понадобиться шаги по формированию специальных резервов. Возможно, по отдельным банкам понадобится докапитализация, в частности это может коснуться «Белагропромбанка».

Он предположил, что когда банки создадут дополнительные резервы, «это снизит их прибыль и может оказать негативное воздействие на достаточность капитала с учетом буфера, который банки должны иметь».

«Требования по буферу мы предъявили нашей банковской системе в рамках реализации подходов Базельского комитета (Базель 3)», — сообщил Каллаур.

В свою очередь заместитель председателя правления Нацбанка Дмитрий Лапко отметил, что в случае выявления по результатам независимого аудита качества банковских активов «определенных негативных моментов», ситуация может развиваться по трем направлениям.

«Первый способ — докапитализация банка, второй — принятие дополнительного обеспечения (по выданным кредитам), третий — решение вопроса о погашении активов. Предполагаю, будет использоваться целый комплекс мер, если проблемы по итогам независимого аудита качества активов возникнут», — сообщил Лапко.

Напомним, в начале этого года Национальный банк инициировал независимую оценку качества банковских активов. Результаты независимой оценки первых девяти крупнейших банков станут известны в июле, после этого независимая оценка качества активов будет проведена в остальных банках.


Тренд на снижение инфляции и процентных ставок сохранится

Как заявил Павел Каллаур, сохранится тренд на снижение инфляции и процентных ставок по кредитам.

«Прогнозы по ставке рефинансирования определены в основных направлениях денежно-кредитной политики, мы их не корректировали. Мы будем работать в рамках этих прогнозных показателей с учетом конкретной макроэкономической ситуации. Но в целом будет тренд на снижение инфляции, риск-премии и соответственно процентных ставок», — отметил Каллаур.

С 1 мая ставка рефинансирования в Беларуси снижена на 2 процентных пункта до 22% годовых, а также снижены ставки по операциям Национального банка.

Каллаур признал, что «очень неоднозначную реакцию вызвали апрельские решения по снижению процентных ставок — кто-то посчитал их излишне оптимистичными, кто-то — недостаточно решительными».

Вместе с тем глава Нацбанка указывает на обоснованность таких действий.

«Для достижения основной цели ограничения инфляции до 12% в текущем году Национальным банком применяется режим монетарного таргетирования. Фактически это означает контроль за предложением денег в экономике. Процентный канал при использовании такого режима — вспомогательный и оказывает ограниченное влияние на макроэкономическую ситуацию», — пояснил Каллаур.

«Более интенсивное снижение процентных ставок на фоне настороженного восприятия экономическими субъектами действий монетарных властей, на наш взгляд, может спровоцировать отток средств из банковской системы, — продолжил глава Нацбанка. — Наиболее уязвимо и мобильно в этом аспекте население, удельный вес депозитов которого в широкой денежной массе составляет около 60%. А это уже несет угрозу финансовой стабильности страны».

«Мы приняли для себя стратегию постепенного снижения ставок в экономике и намерены ее придерживаться. Это позволяет нам дать сигнал участникам экономических отношений о позитивной оценке регулятором развития ситуации в денежно-кредитной сфере и одновременно не спровоцировать дестабилизацию на финансовых рынках. Воздействуя таким образом на ожидания, мы поэтапно способствуем уменьшению риск-премии, которую закладывают население и предприятия при размещении денежных средств в банках», — пояснил Каллаур.

По его словам, есть и другие ограничения для значимого снижения процентных ставок. В первую очередь это рост проблемных активов, который влечет за собой недополучение доходов по необслуживаемым кредитам и необходимость создания банками специальных резервов.

Еще одним сдерживающим фактором является высокая доля льготных кредитов в кредитном портфеле банков.


Оживление на депозитном рынке не ожидается

Национальный банк не ожидает значительного оживления на депозитном рынке до конца года с учетом уровня реальных доходов населения, заявил Павел Каллаур.

Он отметил, что на депозитном рынке в марте и апреле наблюдалась положительная динамика срочных вкладов населения в национальной валюте, которые выросли на 425 млрд и 237 млрд рублей соответственно.

«Суммы небольшие, но в условиях падения реальных доходов населения — по нашим оценкам, за первый квартал текущего года на 6,2% — ожидать интенсивного роста вкладов было бы, наверное, не совсем оправданно», — сказал глава Нацбанка.

«В целом по году значимого оживления депозитного рынка мы не ожидаем, исходя из практически нейтральной позиции по изменению реальных располагаемых доходов населения», — подчеркнул Каллаур.

В целом, по мнению главы Нацбанка, каких-либо предпосылок для значительных колебаний на депозитном рынке сейчас нет. «Вклады не будут снижаться, но они и не будут расти», — полагает Каллаур.

Накануне Нацбанк сообщал, что за первый квартал 2016 года срочные депозиты населения в белорусских рублях снизились на 1,4 трлн рублей, в иностранной валюте — на 153 млн долларов.

Подобная ситуация, по мнению Нацбанка, «во многом объясняется проявившимся стремлением домашних хозяйств сохранить расходы на конечное потребление в условиях снижения реальных денежных доходов за счет использования имеющихся сбережений».

Среди других факторов, оказывавших воздействие на поведение населения, главный банк страны также отмечает январский всплеск девальвационных ожиданий и изменившиеся условия функционирования депозитного рынка.

В то же время, как указывает Нацбанк, степень их влияния постепенно снижается, о чем свидетельствует восстановительная динамика объемов вновь заключенных договоров. Если в январе 2016 года, когда наблюдалось минимальное значение, объем вновь привлеченных вкладов составил 2,4 трлн рублей, то в марте он вырос до 3,6 трлн рублей.


Сколько Беларуси нужного золотого запаса?

Беларуси необходим объем золотовалютных резервов в 10 млрд долларов, заявил Павел Каллаур. На 1 мая ЗВР в определении МВФ составляли 4 млрд 228,5 млн долларов, в национальном определении — 4 млрд 630,9 млн.

«Появилась новая методология МВФ, которая не просто учитывает уровень ЗВР в месяцах импорта и рекомендует довести их размер до трех месяцев импорта (наши ЗВР соответствуют сейчас полутора месяцам импорта), но и учитывает краткосрочный долг», — сказал Каллаур.

Он отметил, что новая методология МВФ «достаточно продвинутая и на нее можно ориентироваться».

«Минимальный уровень резервов, на который Беларусь, по нашим оценкам, могла бы ориентироваться, — это 10 млрд долларов», — заявил глава Нацбанка.

Такой уровень резервов, подчеркнул он, удовлетворял бы международные рейтинговые агентства, кредиторов «и позволял бы стране заимствовать на внешних рынках по меньшим ставкам, чем это есть сегодня».

«Люди, которые оценивают риски, ориентируются на макроэкономические показатели, один из которых — это величина золотовалютных резервов», — отметил Каллаур.

Однако это не значит, считает он, что Беларусь «не может нормально жить при меньшем объеме резервов».

«Десять миллиардов долларов резервов необходимы для того, чтобы страну внешние кредиторы воспринимали как государство с меньшими рисками и чтобы республика могла привлекать ресурсы по меньшей стоимости», — заявил Каллаур.

Первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный отметил, что в основе увеличения резервов должна лежать природа, не связанная с привлечением внешних заимствований.

«В 2016 году мы планируем увеличить резервы на 300 млн долларов, пока мы идем по графику в части решения этой задачи», — сказал Надольный.


МВФ изучает предпринимаемые Нацбанком действия

Международный валютный фонд изучает действия в экономике, предпринимаемые властями Беларуси, сообщил Павел Каллаур, отвечая на вопрос о вероятности реализации новой кредитной программы с МВФ.

«У нас стали вопросы в части того, что мы предложили МВФ схему, которая предусмотрена в указе президента № 78 (о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса. — БелаПАН), по коммунальным услугам. Что да, мы готовы идти до 50% (возмещения затрат населением. — БелаПАН), но мы будем идти с двух сторон: с одной стороны, вот мы повысили тарифы, а с другой стороны — по наведению порядка в этой монополии. Чтобы там не было непредусмотренных расходов и чтобы население, и бюджет в том числе, не переплачивали», — рассказал глава Нацбанка.

«МВФ пока смотрит на наши действия. В июне в Беларусь приедет миссия фонда, они посмотрят, что к чему у нас», — добавил Каллаур.

Повышение уровня возмещения населением тарифов на ЖКУ властями Беларуси планируется осуществить в три этапа: конец 2016 года — выход на 50% возмещения затрат, конец 2017 года — на 75%, к концу 2018 года — на 100%.

Ожидаемый в июне визит миссии МВФ — плановый, он предусмотрен статьей IV устава фонда. Официальная цель визита — оценка экономической ситуации в стране, однако белорусские власти намерены обсудить с представителями МВФ в том числе условия заключения новой кредитной программы.


В Беларуси может быть создан совет по финансовой стабильности

Совет по обеспечению финансовой стабильности, который Беларуси рекомендует создать МВФ, следует сформировать, заявил Павел Каллаур, отвечая на вопросы БелаПАН.

«Позиция Национального банка однозначная — такой совет необходим», — сказал Каллаур. Он поблагодарил экспертов апрельской миссии МВФ «за то, что они внесли свои предложения по функциональному наполнению работы этого совета».

«Соответствующие предложения направлены в правительство, и мы рассчитываем, что правительство их поддержит. Предполагается, что сопредседателями совета по финансовой стабильности будут председатель Нацбанка и первый заместитель премьер-министра», — сообщил Каллаур.

Он отметил, что выводы апрельской миссии МВФ, которая изучала финансовый сектор Беларуси, Национальный банк разделяет. «У нас состоялась плодотворная совместная работа, и ее результаты мы будем использовать в своей работе», — пояснил Каллаур.

По информации БелаПАН, эксперты МВФ, которые в рамках апрельской миссии провели серию встреч с представителями органов госуправления и банков, пришли к выводу, что в банковской системе существует повышенный уровень рисков, связанных в первую очередь с ухудшением финансового положения госпредприятий.

По оценке МВФ, кредитный риск, который может реализоваться в случае ухудшения платежеспособности крупнейших заемщиков, является основным фактором уязвимости белорусских банков.

Источник: naviny.by

2016-05-11