USD нал EUR нал
3,2410 / 3,2460 3,4840 / 3,4900
Курсы валют Нацбанка РБ
26 апр27 апр
1 USD 3,2385 3,2385 0,0000
1 EUR 3,4740 3,4740 0,0000
100 RUB 3,5030 3,5030 0,0000
10 CNY 4,4416 4,4416 0,0000
10 PLN 8,0476 8,0476 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
25 апр26 апр
USD 92,5058 92,1314 −0,3744
EUR 98,9118 98,7079 −0,2039
BYN 28,5327 28,4488 −0,0839
CNY 12,7183 12,6716 −0,0467
PLN 22,8878 22,8750 −0,0128

все курсы валют

Семь ловушек госкапитализма Беларуси: помощник президента сигнализирует

На днях в продаже появилась книга о белорусской экономике, первые главы которой написал помощник президента Кирилл Рудый. Книга хороша не только с теоретической, но и с практической точки зрения, поскольку содержит решения многих хронических проблем Беларуси.

Вопрос в том, появится ли в стране политическая воля, чтобы реализовать описанные в книге рекомендации.

В книге «Финансовая диета», научным редактором которой выступил Рудый, экономист подробно описывает сложившуюся в Беларуси модель госкапитализма. Под госпитализмом автор понимает экономику, «в которой государство играет основную роль предпринимателя, работодателя, владельца средств производства, распорядителя прибыли».

На уровне конкретных механизмов, говорится в книге, госкопитализм проявляется в командно-административном управлении экономикой.

«Такой подход в первую очередь к государственным организациям выражается в доведении показателей, директивном кредитовании, бюджетной поддержке, административном давлении. Это дает определенный краткосрочный импульс, но в долгосрочном периоде ведет к постепенному снижению инициативы и росту оперативных издержек», — считает помощник президента.

По его мнению, госкапитализм Беларуси в последние годы стал сталкиваться с барьерами, которые сдерживают рост национальной экономики.

Интернет-газета Naviny.by ознакомилась с аргументами на сей счет доктора экономических наук Кирилла Рудого и приводит ниже семь ловушек, которые стали на пути роста белорусского госкапитализма.



Дефицит финансирования экономики

Эмиссионная поддержка экономики, наблюдавшаяся в Беларуси на протяжении многих лет, раскручивала инфляцию, которая, в конечном счете, привела к дорогим кредитам. С другой стороны, констатирует Рудый, в последние годы наблюдался рост госдолга, платежи по которому сегодня ограничивают финансовые возможности бюджета.

«Итак, накапливая эмиссионную инфляцию и внешние займы, государственный капитализм Беларуси попал в ловушку «дефицита финансирования экономики», — констатирует помощник президента.

Поскольку «основным источником дефицита финансирования белорусской экономики являются госфинансы, выходом из данной ловушки видится открытость экономики для иностранных инвестиций и стимулирование частных капиталовложений», считает доктор экономических наук.


Ловушка конфликтующих соседей

Термин для описания второй ловушки Кирилл Рудый нашел в книге известного британского экономиста, профессора Школы государственного управления при Оксфордском университете Пола Коллиера. Данная ловушка заключается в том, что страна, окруженная конфликтующими соседями, сталкивается с долгосрочным замедлением экономики.

Беларусь, похоже, оказалась именно в такой ловушке — Украина и Россия, которые являются ключевыми торговыми партнерами нашей страны, ввязались в серьезный и, похоже, долгосрочный конфликт.

«Возникшие в 2014—2015 гг. проблемы в России и Украине снижают экспортные возможности Беларуси. Это логично подталкивает к переходу на другие рынки, но там белорусский экспорт менее конкурентоспособен», — констатирует Кирилл Рудый.

Выход из упомянутой ловушки для Беларуси помощник президента видит «в привлечении прямых иностранных инвестиций в экспортные предприятия, ориентированные на высококонкурентные и высокотехнологичные рынки».


Ловушка среднего дохода

Парадокс третьей ловушки заключается в том, что повышение заработных плат может не привести к повышению уровня развития страны, выраженного показателем ВВП на душу населения. «В итоге страна попадает в ловушку и постоянно остается на уровне стран со средним доходом», — отмечает Рудый.

Одну из причин возникновения такой ловушки экономист видит в низкой производительности труда в Беларуси. «Важно признать, что производительность труда на белорусских государственных предприятиях ниже, чем у их частных и иностранных конкурентов», — считает Кирилл Рудый.

По его мнению, «разница в производительности труда объясняется не технологиями, которые после модернизации на госпредприятиях схожи с их конкурентами, а различиями в системах управления, например, „ручного“ против корпоративного».

Чтобы избежать ловушки «среднего дохода» в Беларуси доктор наук предлагает принять системные меры, которые предполагают реализацию экономических реформ как на макро-, так и на микроуровне.


Ловушка социальных расходов

Высокие социальные расходы на фоне дефицита ресурсов ставят власти перед выбором: финансировать систему социального обеспечения за счет государства, населения или иных источников.

«Государство с учетом ограниченности бюджетных ресурсов разрывается между удовлетворением растущих социальных потребностей населения и решением экономических вопросов. В итоге государство, как правило, выбирает финансирование социальной сферы и застревает в низких темпах экономического роста», — предупреждает Кирилл Рудый.

Выход из этой ловушки помощник президента видит в реформе социального обеспечения, а именно в переходе от всеобщей к точечной, адресной социальной поддержке. Важным источником финансирования социальных расходов может стать и бизнес, считает Рудый.

«Например, строительство частными компаниями в районе своей застройки жилых кварталов дошкольных учреждений с передачей местным властям также является бизнес-моделью, направленной на повышение привлекательности продаваемых квартир», — отмечает экономист.


Ловушка управления изменениями

Пятая ловушка звучит как суровый диагноз, свидетельствующий фактически о том, что существующий в стране механизм управления экономикой быстро устаревает.

Помощник президента пишет о том, что перемены в национальной и мировой экономике опережают изменения в системе госуправления Беларуси, что подталкивает госкапитализм к ловушке управления изменениями.

«Этот термин характеризует ситуацию, когда управленческий аппарат все меньше влияет на подчиненную систему, а постоянно усложняющаяся и меняющаяся система начинает выходить из-под управления и функционировать самостоятельно», — поясняет Рудый.

На примере госсектора доктор экономических наук показывает, что «ручное» государственное управление даже с учетом модернизации технологий не позволяет многим белорусским госпредприятиям конкурировать с компаниями со схожими технологиями, но с другой системой управления.

«Административный ресурс в белорусских госпредприятиях нацелен на соблюдение процедур и правил, выполнение доведенных поручений и заданий порой в ущерб прибыли, что искажает стимулы, сковывает инициативу и сдерживает рост производительности труда», — считает Кирилл Рудый.

Решение этой проблемы помощник президента видит в децентрализации системы госрегулирования экономикой и переходе на систему управления корпоративным сектором, ориентированную на результат, а не на выполнение доведенных показателей.


Ловушка ресурсного проклятия

Об этой ловушке говорят многие белорусские экономисты и особенно часто сегодня, когда цены на сырьевые товары резко упали, и вслед за этим упал и ВВП Беларуси, и курс национальной валюты.

«Постсоветская структура белорусской экономики с высокой долей сырьевого нефтехимического и калийного сектора, а также тесная связь с российской сырьевой экономикой создает предпосылки для ловушки «ресурсного проклятия», — считает Рудый.

Это ловушка возникает, поясняет он, когда экономика и в том числе экспорт основаны на льготном доступе к сырьевым ресурсам, что ставит в зависимость от внешних факторов и ведет к затуханию несырьевых отраслей.

«Проблема выхода из ловушки „ресурсного проклятия“ возвращает к дискуссии о необходимости институциональных преобразований», — пишет Рудый, намекая на структурные реформы в экономике.


Ловушка долгосрочной стагнации

Последняя, седьмая, ловушка, обобщает все вышеупомянутые. Помощник президента приходит к выводу, что ловушки госкапитализма угрожают экономическому развитию страны.

«Рассмотренные выше ловушки госкапитализма Беларуси в совокупности представляют опасность как среднесрочного замедления экономического роста, так и попадания в ловушку „долгосрочной стагнации“ — долгосрочного торможения и отставания в экономическом развитии», — сигнализирует Кирилл Рудый.

По оценкам экономиста, для ускорения сближения с развитыми странами Беларуси необходимо расти в среднем на 7% в год. Чтобы остаться в группе развивающихся стран, рост ВВП должен составлять около 5%. Меньшие темпы экономического роста заводят Беларусь в ловушку «долгосрочной стагнации».

«Она ведет к долгосрочному отставанию экономики Беларуси как от развитых, так и от развивающихся (в том числе соседних) стран», — предупреждает Кирилл Рудый.

Чтобы избежать данной ловушки, необходима экономическая трансформация госкапитализма, считает помощник президента.


Политическая воля: появится или нет

Расчеты других белорусских экономистов, которые выступили соавторами вышедшей книги «Финансовая диета», подтверждают, что упомянутые выше риски реальны.

Так, по оценкам экспертов Исследовательского центра ИПМ, при неизменности внутренних и внешних условий страна может погрузиться в долгосрочную стагнацию.

«Согласно нашим оценкам, которые мы делали в конце 2015 года, темп роста долгосрочного тренда ВВП Беларуси находится ниже нуля. Это означает, что при отсутствии изменений во внутренней и внешней среде предпосылки для роста белорусской экономики отсутствуют», — пояснил БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Причины, по которым, страна в последние годы оказалась в стагнации, белорусские экономисты видят в том, что в результате проводимой политики отдача от государственных инвестиций существенно снизилась.

«Ресурсы направлялись не в наиболее эффективные сектора экономики, а в проекты, определяемые директивно государством. Такая практика привела к снижению отдачи инвестиций и к замедлению темпов экономического роста», — констатирует экономист Глеб Шиманович.

Кстати, в книге «Финансовая диета» приводятся на сей счет любопытные данные: если в 2006 году увеличение инвестиций на 1 рубль давало 0,39 рубля, то в 2007-м этот показатель сократился до 0,32, в 2011-м — до 0,15, а в 2012—2014 гг. отдача на рубль инвестиций составляла только 3–5 копеек.

Понятно, что при такой эффективности инвестиций в рамках госкапитализма вряд ли можно рассчитывать на серьезный экономический рост, позволяющий стране сближаться с развитыми странами.

Авторы «Финансовой диеты» в этой связи рекомендуют коренным образом пересмотреть модель распределения финансовых ресурсов и направлять их в эффективные проекты, а не директивно распределять, спасая умирающие госпредприятия.


Существует ли в стране политическая воля, чтобы пройти курс «финансовой диеты»?

Последнее совещание по экономическим вопросам с участием президента, состоявшееся в январе, наводит на мысль, что пока такой политической воли нет. Глава государства в очередной раз заявил, что категорически против смены экономического курса и призвал правительство управлять экономикой как и последние 20 лет — в «ручном» режиме.

Однако, считают белорусские экономисты, сложная экономическая ситуация в стране будет повышать потребность официального Минска в новых заимствованиях, а без согласия на реформы получить деньги вряд ли получится.

К слову, пока ни Международный валютный фонд, ни Евразийский фонд стабилизации и развития, у которых официальный Минск запросил в 2015 году новые кредиты, не выделили Беларуси ни цента.

«Программа с МВФ будет вынуждать соглашаться на определенные реформы. Экономические условия сегодня существенно ухудшились по сравнению даже с четвертым кварталом 2015 года. В этой ситуации деньги кредиторов стали важнее и нужнее, поэтому не исключено, что обязательства перед кредиторами станут толчком для проведения экономических реформ в Беларуси», — подытожил Чубрик.

Источник: http://naviny.by

2016-02-11


Новости по теме: