Курсы валют Нацбанка РБ
07 дек08 дек
1 USD 1,9696 1,9789 +0,0093
1 EUR 2,1197 2,1220 +0,0023
100 RUB 3,0833 3,0954 +0,0121
10 PLN 4,7101 4,7826 +0,0725

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
07 дек08 дек
USD 63,8741 63,9114 +0,0373
EUR 68,6902 68,5002 −0,1900
BYN 32,4481 32,3030 −0,1451
PLN 15,2772 15,3500 +0,0728

все курсы валют

Бюджет-2016: налоги повысят, льготы отменят, сборы введут?

Планы о корректировках налогового законодательства традиционно в последние годы приносят неприятные сюрпризы. Из-за нехватки средств в бюджете государство ежегодно «совершенствует» налоговую политику, что, в конечном счете, ведет к увеличению фискальной нагрузки на бизнес и население.

Похоже, в 2016 году этот тренд может продолжиться.

Налоговые новшества: бизнес возражает 

Казну в следующем году планируется наполнять исходя из существующего количества налогов и пошлин. Правда, ставки налогов, установленные в белорусских рублях, госорганы намерены «актуализировать» с учетом инфляции. 

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2016-2018 годы предусматривают увеличение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, взимание вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения с увеличением ее размера в зависимости от конъюнктуры мировых цен. 

Также в 2016 году сохранится практика взимания повышенных отчислений части прибыли в бюджет, уплачиваемых организациями с высоким уровнем рентабельности. 

Среди планируемых нововведений стоит отметить изменения, которые инициируют налоговые органы. Речь идет, в частности, о сокращении перечня юридических лиц, которые смогут пользоваться полюбившейся многим упрощенной системой налогообложения (УСН). 

«Предлагается установить запрет на применение УСН для субъектов хозяйствования, осуществляющих интернет-торговлю и оказывающих услуги интернет-площадок», — говорится в материале Главного управления бюджетной политики Минфина, который опубликован в последнем номере издаваемого министерством журнала «Финансы, учет, аудит». 

Кроме этого, госорганы намерены ограничить применение УСН в отношении видов деятельности, по которым в рамках контрольных мероприятий выявляются многочисленные случаи сокрытия выручки. 

Еще одна непопулярная новация — расширение налоговой базы по налогу на недвижимость и переход на его взимание от рыночной стоимости объектов недвижимости. Деловое сообщество ожидает, что в случае реализации этой инициативы налоговая нагрузка на бизнес ощутимо вырастет. 

Белорусские бизнес-ассоциации намерены выступить против ряда изменений, которые власти планируют внести в налоговое законодательство. 

«Минфин предлагает сокращение практики применения упрощенной системы налогообложения, мы будем возражать. Мы пока также не договорились по механизму взимания налога на недвижимость», — сообщил БелаПАН председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин

Он убежден, что попытки госорганов взимать налог в размере 2,5% от рыночной стоимости объектов недвижимости являются деструктивными. 

«Ставка налога на недвижимость в размере 2,5% от инвестируемого капитала сопоставима со ставками по кредитам в Евросоюзе, и фактически будет препятствовать вводу новых объектов недвижимости в стране», — подчеркивает Александр Калинин. 

Налоговая нагрузка на бизнес, добавляет он, сегодня в Беларуси выше, чем в других странах Евразийского экономического союза, поэтому необходимо вести речь о снижении ставок налогов, а не о расширении базы для исчисления налогов. 

К слову, в условиях экономического спада правительство России сегодня принимает пакет мер по поддержке малого бизнеса, которые предусматривают в том числе снижение налоговой нагрузки на предприятия. 

Так, в июле был подписал закон, предоставивший право местным властям определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться льготный режим налогообложения. 

Кроме этого, российский парламент принял решение о введении моратория на проверки малого бизнеса на период до 2018 года. 

В то же время в Беларуси, несмотря на рецессию, пока никаких заметных шагов по поддержке малого и среднего бизнеса сделано не было. 

Корни бюджетных проблем 

Белорусские экономисты сомневаются в том, что фискальная нагрузка на бизнес в ближайшие годы будет снижаться. 

«Меры по поддержке бизнеса логичны, они напрашиваются в нынешних непростых экономических условиях. Однако вряд ли на фоне значительных выплат по госдолгу Беларусь в ближайшие годы станет снижать ставки налогов», — предполагает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха

Он предполагает, что бюджетно-налоговая политика Беларуси, напротив, в ближайшие годы будет нацелена на поиск новых источников пополнения казны. 

«Согласно данным платежного баланса, за первый квартал 2015 года Беларусь направила на обслуживание внешнего госдолга 528,6 млн долларов, что составляет более 20% доходов республиканского бюджета. Это серьезная нагрузка, и в этих условиях курс на сокращение расходов и поиск новых источников доходов бюджета сохранится», — прогнозирует Александр Муха. 

Чтобы сократить расходы, Минфин проводит сегодня ревизию действующих преференций по уплате налогов для отдельных категорий плательщиков. В министерстве, в частности, считают, что в нынешних условиях, когда ставка налога на прибыль является одной из самых низких в регионе, целесообразно отменить льготы по уплате данного налога. 

«Белорусская экономика, видимо, продолжит в ближайшие годы находиться в стагнации, и Минфин будет искать новые возможности для наполнения бюджета деньгами. Льготные налоговые режимы, которые установлены для отдельных категорий плательщиков, будут отменяться», — предполагает экономист Антон Болточко

Вместе с тем, считает он, одних мер бюджетно-налоговой политики для решения проблем в сфере государственных финансов недостаточно. 

«Бюджетно-налоговая, равно как и денежно-кредитная политика, не могут решить те структурные проблемы, которые существуют в реальном секторе экономики», — считает Антон Болточко. 

Принципиальные пути решения проблем, с которыми сегодня сталкивается бюджет, эксперты видят на микроуровне. 

«Основные задачи правительства на ближайшие годы — найти источники наполнения бюджета и создать новые рабочие места. И первая, и вторая задача решается в случае развития в стране частного сектора. Вместе с тем, пока в этом направлении заметных успехов нет», — констатирует директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик

Напротив, добавляет он, массовое закрытие Минторгом объектов торговли во внесудебном порядке формирует неблагоприятный климат для развития в стране частной инициативы. 

В то же время административные попытки найти дополнительные источники пополнения бюджета не принесут ожидаемого эффекта и лишь снизят доверие населения к проводимой экономической политике, полагает Чубрик. 

«Сегодняшнее предложение о введении сборов с покупок белорусов в зарубежных интернет-магазинах не принесет бюджету значительных поступлений, поскольку приобретать импортный товар с учетом налоговых выплат население не захочет. Единственное, к чему приведет появление таких сборов, — к озлобленности населения и росту недоверия к проводимой экономической политике», — убежден Александр Чубрик. 

Напомним, белорусские банки в июле сообщили Нацбанку, что технические возможности для взимания сборов с покупок белорусов в зарубежных интернет-магазинах отсутствуют. Однако руководство Минторга на минувшей неделе все равно заявило, что будет настаивать на введении таких сборов.

Источник: http://naviny.by

2015-07-30